добавить комментарий

«Если все министерство экономики улетит на Луну, этого никто даже не заметит» — профессор Дмитрий Травин о перестановках в правительстве

Произошедшие перестановки в кабинете министров коснулись и финансово-экономического блока правительства. На посту министра экономики Максима Орешкина сменил Максим Решетников, ранее занимавший должность губернатора Пермского края. Глава Минфина Антон Силуанов сохранил портфель, но лишился статуса первого вице-премьера. Кроме того, в новой структуре правительства на Министерство экономического развития возложены функции упраздненного Министерства Северного Кавказа, а контроль над Росимуществом перейдет от Минэкономики к Минфину.

О том, какая логика заключена в этих перестановках и существует ли она в них вообще, The Insider рассказал профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.

Мне кажется, что все эти люди с министерскими портфелями очень легко заменяемы. Сейчас даже трудно сказать, почему в свое время пришел Орешкин. Понятно, что из-за того, что посадили Улюкаева, но возникает вопрос – а надо ли было сажать Улюкаева, и так до бесконечности. Путин уже 20 лет управляет страной, за это время у него было много разных министров, и все они однотипные. И он их как-то переставляет. Белоусов <Андрей Белоусов освобожден от должности помощника президента по экономическим вопросам и назначен первым вице-премьером — The Insider> в свое время тоже ушел с поста министра экономики, потом работал с президентом, а сейчас оказался вторым лицом в правительстве. Есть ли здесь логика? Никакой особенной нет.

Возможности правительства при Путине крайне малы. Министерство экономики – это вообще довольно странное министерство. Если мы попытаемся разобрать, что полезного оно делало за все предыдущее время, то вряд ли сможем прийти к какому-то конкретному ответу. Вот если Министерство финансов улетит на Луну, то вся страна развалится, потому что Минфин осуществляет финансирование конкретных задач. Если на Луну улетит очень сомнительная организация под названием «Министерство экономики» – этого могут и не заметить. Вполне возможно, что при Белоусове оно попытается сосредоточить больше денег и начать их на что-то тратить. Но никаких конкретных позитивных изменений в экономике я от этого не жду, скорее соответственно возрастет уровень коррупции.

И если министры в правительстве (если это министерство с конкретными полномочьями, а не липовое) еще обладают реальной властью, то вице-премьер – скорее что-то вроде почетного титула, как в Средние века человека можно было сделать графом или бароном. Вице-премьеры не обладают особыми полномочиями — формально они руководят министрами, но не принимают конечных решений. Реально указать министру может только премьер. Так и Силуанова в какой-то момент сделали более почетным министром, а потом разжаловали, главное в этом, что министром он все равно остался. Можно предположить, что не стань Мишустин премьер-министром, Силуанов остался бы первым вице-премьером или просто вице-премьером. Возможно, у него есть личный конфликт с Белоусовым. Важно понимать, что это мало влияет на нашу экономику.

Конфликты интересованного, с которыми столкнутся Министерство финансов и Министерство экономики в новом составе правительства, останутся старыми. Министр финансов всегда хочет сэкономить деньги, а министр экономики – потратить их. Если Минэкономики не будет вести какие-то проекты, то непонятно зачем это министерство нужно вообще. И если пока сложно точно сказать, что из себя представляет новый министр экономики, то про Белоусов, который будет руководить всем блоком, известен как любитель проектов и трат, государственник и этатист, что наверняка приведет к конфликтам с Силуановым.

Источник: The Insider