добавить комментарий

Опасности эмоциональной сварки в повседневной пропаганде

Когда говорят о пропаганде, обычно сознание подставляет заготовленную картинку — на широком экране прыгает какой-то известный телевизор. Или вражий голос вещает из приемника. Или самолеты сбрасывают листовки. Или блогеров с зелеными от правдолюбия лицами, распиливающих гранты. Однако наиболее влиятельную пропаганду поставляют не эти действующие лица. Самая влиятельная пропаганда — домашняя, своя, собственная. Она базируется на незнании предмета, незрелости ума и очень сильном инструменте — эмоциональной сварке. Об этом приеме мы и поговорим.

Что такое эмоциональная сварка?

Два утверждения, никак не связанные друг с другом соединяются в одно. Основанием для второго является первое. Для того, чтобы связать совершенно разрозненные утверждения и сделать из них подобие стройной конструкции используется эмоциональный заряд, чаще всего — гневно-обличительного правдолюбия.

Пусть вас не обманывает примитивность этой модели. Наибольшая опасность ее состоит в том, что она работает внутри сознания человека, порождая «вроде как свои» взгляды и убеждения. Она дает ощущение правоты — а именно этого так жаждет человек в своей жизни. Комплекс представлений, каждая часть которых образована в результате эмоциональной сварки дает нам самых неисправимых революционеров, либералов, суфражистов и националистов. Самые нелепые и незрелые идеологии могут быть оправданы по такой схеме.

Против человека используется тяга к самым святым понятиям — красоте и справедливости.

Сварка на справедливости

Схему мы проиллюстрируем абсурдом: «Как вы можете здесь есть огурцы, когда там Семеныч повесился!». Правда глупо? Или — «Как мы можем говорить о воплощении в жизнь решений XXVLCMM съезда КПСС, когда Сидоров прогуливает собрания!» Кажется простым? Теперь давайте разберем что-то близкое к нашей жизни:

Четкого утверждения в этом клубке слов нет. Однако пост делает свое дело — представляет «Бессмертный полк» фальшью, потому что пенсии маленькие, а консервный завод еще в 94-том году захватил в частную собственность некий Мартиросян.

Сварка на красоте

Представление человека о красоте и конфликт видимой картинки с этими представлениями — вот движущая сила данной разновидности обмана и самообмана. К примеру, что может быть отвратительней чем «мерзость запустения», брошенные и разрушенные дома, заросшие лесом поля и прочие дела трудов человеческих? Используя это чувство можно создавать невероятные конструкции — например иллюстрировать нежилыми деревнями севера России «ненужность Крыма». Дескать «своего девать некуда, так чужое забрали».

То, что происходит с деревнями происходит… с отмены крепостного права. Именно тогда началась волна урбанизации. Потом было много других волн и последняя из них связана с тремя событиями:

  1. Переход к капиталистической системе — населению больше не гарантируют право на труд и государство не озабочено тем, как дать работу сельскому — в частности — населению. Теперь население должно бороться за достойное трудовое место. Жизнь теплится там, где это экономически оправдано.
  2. Глобализация экономики — наши рынки открыты для мировой промышленности, поставляющие товар, в силу объективных причин, по более привлекательным ценам. Зачем форсировать борьбу с отвратительным и ненадежным климатом Вологды, чтобы вырастить там картошку, если ее можно привезти из Египта? Или из более благоприятных мест в той же России?
  3. Агропромышленная революция — современное сельское хозяйство построено очень интенсивно, оно не нуждается в огромных пространствах и рабочей силе. Механизация и химизация, новые технологии выращивания и обработки, складирования, распределения продукции делают ненужным и избыточным ранее освоенные земли, привлекательность которых сомнительна.

И отказаться ни от чего нельзя. Ни от системы — сразу будет вой про возврат к феодальному Сталину, ни от глобализации — где будет вой про потерянный рай, ни от революции — моментально вырастут цены на продовольствие. То, что мы видим — разбитые и заброшенные деревни — есть следствие прогресса, а не регресса общества, как бы тяжело не было нам это принять.

Это происходит не только у нас. Заброшенные деревни и даже городки можно встретить в центре славной Европы. В Азии. В США их пруд пруди. Это больно видеть. Но это нормально, это прогресс.