добавить комментарий

Почему они запускали ракеты, а мы — сельское хозяйство?

Власти обожают говорить о достижениях — это их вторая натура. Из выступления в выступление, из отчета в отчет кочует одна и та же чушь про интеллектуальный потенциал нации, новые технологии и разработки, великое нанотехнологическое будущее. Иногда как на Бессарабском форуме, вспоминают про атомную бомбу и IT. Но откуда берется этот потенциал нации? Кто его дал? И насколько его хватит? Вопросы эти равно применимы ко всем странам постсоветского пространства, а различия буквально ситуативны. Мы приведем пример Украины только потому, что происходящее там в сфере образования — настоящий контр-интеллектуальный экстремизм.

Министерство образование и науки Украины подготовило новую-преновую концепцию начальных классов. Конечно большая часть этой новизны вращается вокруг гуманитарных предметов. Их мы трогать не будем, по крайней мере в этот раз. Посмотрим на преподавание математики и сравним то, чему учили детей во времена тиранического Сталина™ и чему учат теперь.

Структура школы во времена индустриализации

Большинство школ было семилетками. В сельской местности — четырехлетками. Полные средние школы, рассчитанные на десять лет были редкостью. Считалось, что семилетняя школа выпускает достаточно развитых учеников, чтобы они могли работать на производстве. При необходимости или ввиду наличия таланта рабочий с семилетним образованием мог продолжить обучение на «рабочем факультете» — РАБФАКе. Это компенсировало ему три года школы, с большим прицелом на фактические науки. Система изменялась и со временем необходимость в РАБФАКах отпала. Если нужен был дальнейший рост — он поступал в высшие или специальные учебные заведения.

Собственно, ориентация на науку, инженерное дело и индустрию сквозит в учебниках того времени. Вот иллюстрация из задачника по алгебре 1950 года — «шагающий экскаватор». Это — единственная полноформатная иллюстрация в книге. Согласно мысли автора составителя задачника П.А. Ларичева и издательства учебно-педагогической литературы именно шагающий экскаватор — достойный предмет мечты шестиклассника.

Основной упор в образовании был сделан на блок точных наук — математику, физику, химию, на трудовое воспитание — дети не клеили забавных покемонов, а осваивали слесарный труд. Именно это обстоятельство, кстати, способствовало тому, что в войну они стали у станка. Им это помогло выжить, а стране — победить.

Содержание учебной программы и задачи ориентированы на:

— построение навыков абстрактного мышления у детей
— умение увидеть применение абстрактной схемы в задачах повседневности

Вот пара фрагментов из задачника Ларичева (1958):

Напоминаем, это задачи по алгебре для шестого класса школы-семилетки. Геометрия преподавалась отдельно, с тем же количеством часов.

Школа нынешних дней

Десять классов? Одиннадцать? Двенадцать? Думаю, задача состоит в том, чтобы пока дети оканчивали школу, их дети уже поступали в первый класс — непрерывным конвейером. Может быть это средство борьбы с хулиганством? Безработицей? Не знаю. Знаю только, что двенадцать лет в школе делать нечего.

Уже с оформления учебников нам становится ясно, что все будет весело и забавно. Разделения на алгебру и геометрию в шестом классе нынешней школы еще нет, так что это — единый учебник.

Что делали ученики предыдущие пять лет непонятно, так как преподавание снова начинается с ряда натуральных чисел и основ арифметики. Причем не построенной на основе абстрактной модели, а исключительно с использованием чисел и вычислений.

Приведены учебники по математике шестого класса. До 2011 года, сейчас после новых инициатив МОН еще хуже.

Неутешительные последствия

Дело не в собственно математике, конечно. Дело в том, что математика является стартовой наукой для развития синтеза и анализа, основ абстрактного мышления. Великой аграрной державе, скорее всего, не нужно будущее, в котором есть место людям, которые им наделены. Нужно что-то проще.

p.s. Сейчас модно говорить об «отрицательной селекции» народа, объясняя нынешнее его убогое состояние. Дескать, лучших лично расстрелял Сталин™, а мы.. мы так, поскребыши. Вспомните эту статью, когда вам в очередной раз будут вешать эту лапшу на уши. Деградация — личное дело каждого, но если подойти с умом, то и ее можно сделать национальной идеей. И происходит это сейчас.