добавить комментарий

Выбор есть всегда. Владимир Милов о том, почему на сентябрьском голосовании не все предрешено

Владимир Миловполитик, экономист, общественный деятель

Похоже, Владимир Путин движется к первой за всю историю его правления полномасштабной электоральной катастрофе. На днях ВЦИОМ опубликовал еженедельные данные о предвыборных рейтингах, из которых следует, что рейтинг поддержки «Единой России» упал до рекордно низких 28,3%, непрерывно снижаясь с конца мая. Такого не было никогда: даже на первых своих выборах в Госдуму в декабре 2003 года партия получила 37,6% голосов. У ФОМ показатели чуть выше — но, тем не менее, вот уже много месяцев правящая партия не в состоянии вырваться за пределы рейтинга в 30%. И это еще ВЦИОМ и ФОМ, которые наверняка приукрашивают ситуацию — то есть в реальности она хуже («Левада-центр» не публикует еженедельных партийных рейтингов, но в мае давал единороссам поддержку в 27%).

До выборов в Госдуму осталось всего девять недель, которые приходятся на сезон отпусков — за это время реанимировать рейтинг партии власти невозможно, не помогут даже термоядерные меры. Слишком серьезен негативный багаж «партии правящей бюрократии, бесконечно далекой от людей», накопленный за 20 лет. За прошедший месяц стало очевидно, что политтехнологический трюк с объявлением «первой пятерки» предвыборного списка «Единой России», исполненный Путиным на съезде партии власти 19 июня, не сработал — рейтинги только продолжили падать. А между тем, расчет на то, что пятерка лидеров списка потянет рейтинг партии вверх, был серьезным — об этом наперебой говорили политологи, да и пятерка была подобрана по всем технологическим канонам: два самых рейтинговых министра, популярный врач, что-то там про детей и т.д.

За девять отпускных недель реанимировать рейтинг партии власти невозможно

Похоже, россияне решили припомнить властям всё — и долгие годы экономической стагнации, и пенсионный возраст, и коррупцию, и репрессии, и клановую систему управления, и разгромленные социальные лифты, и, в довершение, все ковидные выкрутасы — от «вирус для наших людей не опасен» до жестких неоплачиваемых локдаунов, отсутствия помощи людям в кризис, и теперь вот непопулярной принудительной вакцинации.

Чтобы вы понимали картину, которая была на предыдущих выборах в Госдуму, — пять лет назад в это время рейтинг ЕР, по данным ВЦИОМ, составлял 44%, прямо перед выборами в сентябре — 41%. В итоге партия власти, при рекордно низкой для думских выборов явке (47,8%) и натяжке результата с помощью фальсификаций смогла получить 54% по партспискам. То есть мобилизацией бюджетников на фоне низкой явки и фальсификациями власть набросила 10% с чем-то плюсом к рейтингу ВЦИОМа. Ну хорошо, пусть будет 15% — это все равно не дает получить 50% по партийным спискам.

Что означает менее 50% по партспискам для «Единой России» в сентябре? Это будет колоссальный имиджевый удар для Путина — причем на последнем крупном федеральном электоральном событии перед 2024 годом. Тем самым 2024-м, когда Путин намеревается показать стране и миру, что он себе два века намерил, и никто с этим ничего не сможет сделать.

А тут — за два с половиной года до тех самых исторических событий с ожидаемым де-факто бессрочным продлением путинского правления — его партия проигрывает промежуточный референдум о доверии власти. Причем даже о доверии лично Путину — с учетом того, что на июньском съезде «ЕР» он лично благословил в бой озвученную им первую пятерку партийного списка, отодвинув Медведева и прочих и взяв на себя ответственность за ее электоральный перформанс.

Поверьте, невнятный результат «Единой России» в сентябре будет иметь ошеломительные психологические последствия для этого режима. Фактически Путин вступит в последние пару лет своего нынешнего срока той самой «хромой уткой», которой он так стремился не стать, пропихивая прошлогодние поправки в Конституцию. Общество и номенклатура получат мощный сигнал — россиянам не нравятся действующая политика и сложившаяся система, и они готовы на активное протестное голосование.

Картинка простого и беспроблемного продления путинского срока рассыпается — если ему не удалось получить легкое большинство для списка своей партии, который он фактически лично составил и объявил на съезде, то продление своего собственного срока минимум до 2030 года?… При том, что внятное большинство в поддержку нового срока Путина в России отсутствует — вот февральский опрос «Левада-центра» на эту тему. Да и рейтинг одобрения самого Путина тоже проседает — как видно по данным ВЦИОМ (см ссылку выше), он упал примерно на 4 процентных пункта с середины мая до уровня ниже 60%, что не очень убедительно для сверхавторитарного лидера, жестко зачищающего политическое поле и добивающегося полной его консолидации.

Невнятный результат «Единой России» будет иметь ошеломительные психологические последствия для режима

Теперь вы понимаете, почему власти так нервничают, всех подряд объявляют экстремистами и иноагентами и закрывают доступ к видеокамерам на участках?

Мне скажут — ну и что рейтинги, власти нарисуют себе такой результат, какой хотят. Мы все впечатлены масштабами российских фальсификаций, но, увы для Путина и «Единой России», нарисовать вот прямо «всё» они не могут. В России иная система, чем в Беларуси, контроль за подсчетом голосов здесь работает, и наблюдатели добиваются своего даже на трехдневном голосовании — вот вам наглядные недавние примеры из Саратова или Сочи. Даже плебисцит по поправкам в Конституцию они вынуждены были проводить на основании облегченной подзаконной инструкции ЦИК — потому что закон до сих пор, несмотря ни на что, дает возможности защищать протестные голоса.

Закон до сих пор дает возможности защищать протестные голоса

Да, ситуацию постоянно усложняют — трехдневным голосованием, электронным, снятием широкого доступа к видеокамерам. Но всё это преодолимые вещи (например, электронное голосование будет проходить только в 7 регионах и на общий результат это окажет ограниченное влияние). Потенциал сгона бюджетников и вбросов голосов был оттестирован на майских «праймериз» «Единой России» — и выяснилось, что заметно увеличить явку контролируемых бюджетников им не удалось, несмотря на новые уровни прессинга. Было объявлено, что в праймериз приняли участие чуть более 11 млн человек — но это едва ли больше, чем в 2016 году.

Еще важный момент — на выборах 2016 года ЕР выжала практически все что могла из так называемых «электоральных султанатов» (Северный Кавказ, республики Поволжья, Тыва, Кемерово и Крым). Здесь партия власти получила 8,9 млн голосов, или 31,3% от своего общего результата по стране — и эта доля сильно выросла с 2011 года, когда эти регионы в совокупности дали ЕР 26,2% от общего числа голосов. Явка там была близка к 100% — и выжимать там больше нечего.

Самое главное, что фальсификации обеспечивают некий заранее запланированный масштаб вброса голосов, но мало что могут сделать с непредсказуемой волной народного недовольства, которая явно надвигается. Когда все легальные способы выражения несогласия с политикой властей объявлены «экстремизмом», а жизнь не становится лучше, и Путин со своей номенклатурой на интересы россиян откровенно забили — что остается людям, кроме как показать фигу в кармане на выборах?

Главный враг в этой ситуации — собственная пассивность общества, неверие в собственные силы, и, напротив, вера в магические способности начальства «все нарисовать как нужно». С одной стороны, по цифрам видно, что мы двигаемся в сторону чего-то похожего на выборы 2011 года (когда ЕР неожиданно получила менее 49%, и это вдохновило людей на протесты) или событий в Беларуси-2020, когда мощь протестных настроений против Лукашенко удивила всех. С другой, пассивность и выученная беспомощность в российском обществе очень сильны — и власти постоянно подпитывают такие настроения, выпуская на экран то Зюганова, то Явлинского, которые всем своим видом показывают — ни в коем случае не голосуйте за нас, мы вам не подходим, лучше уж не ходите на выборы.

Ну уж нет. Такая уникальная возможность выразить протест и задать невыгодный для Путина тон подготовки к 2024 году выдается редко. Это совсем другая история, чем прошлогодний плебисцит по поправкам к Конституции — когда голосование шло не по закону, а по ведомственной инструкции ЦИК, а смысл плебисцита был скрыт за ворохом пиаровских популистских формулировок про пенсии-экологию-суверенитет, и люди толком не понимали, за что они вообще голосуют.

Сейчас все предельно понятно: вы за продление политической монополии партии правящей бюрократии, которая за 20 лет у власти привела страну в полнейший тупик, или против? По-моему, яснее некуда — само присутствие «Единой России» в бюллетене исключает двусмысленность. Мнение народа тоже очевидно, и даже ВЦИОМ не может его скрыть.

Надо участвовать. Это наш шанс ответить на весь беспредел последнего времени.

Источник: The Insider