добавить комментарий

Нечистая «Дружба»: как глава «Транснефти» Николай Токарев пачкал людей и нефть

Глава «Транснефти» Николай Токарев знал о загрязнении экспортной трубы? Правда обо всех крупных инцидентах в современном мире скорее рано, чем поздно, всплывает на поверхность.

Ранее глава «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что ситуация с трубопроводом «Дружба» является результатом злого умысла неких лиц, но называть их имена он почему-то не спешит.

По утверждению руководства компании, осуществить окончательную очистку труб от загрязнений можно не ранее чем через 6-8 месяцев. Политэксперт Алексей Мухин напоминает, что каждодневные потери России от этой ситуации составляют 80 миллионов долларов. В публикации для «Известий» специалист отметил, что «Транснефть» была в курсе проблем с чистотой продукта задолго то того, как об этом сообщил «Белнефтехим».

2 апреля загрязнение стало причиной остановки прокачки сырья по низкосернистому трубопроводу на Волгоградский НПЗ. В связи с этим Мухин считает, что компания имела достаточное количество времени на устранение проблем и предотвращение глобального загрязнения. На деле все выглядит так, будто топ-менеджмент компании просто махнул рукой на эту проблему: поэтому загрязненная нефть могла попасть в трубы через «Транснефть-Приволга». Более того, специалисты компании должны каждый день осуществлять проверки сырья на узлах приема, чтобы исключить подобные ситуации. Поэтому политолог склонен считать рассказы Токарева о неких диверсантах неправдоподобными и ослабляющими и без того шаткие позиции госменеджера. По мнению Мухина, руководству корпорации проще было сознаться в халатности.

Политолог напомнил, что в 1930 году в СССР состоялся первый из громких сталинских политических процессов – так называемое «дело Промпартии». По обвинению во вредительстве были осуждены руководители промышленности и инженеры из «старых спецов». Мухин считает, что если бы история с заражённой нефтью случилась в том политическом контексте — это, безусловно, вылилось бы в аналогичное дело. Причём, откровения Транснефти о «сознательном вредительстве» были бы приняты судом на ура, но с симметричными оргвыводами. «В нашем идейно-политическом контексте сталинская версия выглядит не так убедительно. Жизнь подсказывает несколько иные мотивы. И дело здесь не только в разгильдяйстве», – уверен политолог.

Сумма потерь в 80 миллионов долларов – немалая, однако имиджевые убытки от случившегося могут составить десятки миллиардов. Соединенные Штаты не теряют надежды «выпихнуть» Россию с европейского рынка, ситуация с «Дружбой», безусловно, этому поспособствует.

Вернуть себе хорошую репутацию будет достаточно сложно, полагает эксперт. Тут стоит учитывать, что нефтяные деньги составляют значительную часть дохода российского бюджета – скорее всего, именно поэтому президент РФ Владимир Путин довольно жестко отреагировал на инцидент, практически признав вину «Транснефти». Во время беседы с Токаревым он заявил, что «система не сработала».

Как же можно объяснить сам факт попадания посторонних веществ в трубу? Некоторые эксперты говорили о попадании туда хлорорганических веществ, используемых при добыче, другие – о том, что хлороформа было столько, сколько не может быть в добычном сырье. Если посмотреть на масштабы катастрофы, то есть основания полагать, что «диверсии», о которых говорит топ-менеджер компании, были систематическими. Обычная ли это халатность?

Руководитель «Инфо-ТЭК» Рустам Танкаев высказал предположение о связи этого происшествия с теневыми коммерческими схемами, которые реализуются менеджерами компании. По его словам, из труб компания может «добывать» не менее миллиона тонн сырья, списывая это на «усушку и утруску» при прокачке. «Лишняя» нефть затем может быть реализована по рыночным ценам. В рамках расследования правоохранители выявили ряд теневых структур, связанных как с самой компанией, так и с вовлеченными в оборот сырья самарскими ОПГ.