добавить комментарий

Главной причиной освобождения Ивана Голунова стали уличные протесты — «Проект»

Главной причиной прекращения уголовного дела против журналиста «Медузы» Ивана Голунова стали массовые уличные протесты, в которых принимали участие даже те, кто обычно не занимается активизмом. Об этом пишет «Проект» со ссылкой на источники.

В день, когда стало известно о задержании Голунова, сотрудники президентской администрации не сомневались в его виновности и говорили, что впервые услышали о существовании спецкора. «Я не читал ни одного расследования этого человека и не слышал о нем никогда, к сожалению…», — писал корреспонденту «Проекта» один из начальников в администрации президента.

Первой реакцией чиновников на задержание журналиста было раздражение, поскольку работавшие тогда на Петербургском экономическом форуме корреспонденты спрашивали участников не столько о выступлении Владимира Путина, сколько о деле Голунова. Один из участников форума тогда заявил, что журналисты «достали», мешают работать, а самому Голунову «делают только хуже» таким вниманием.

В Кремле в тот момент полностью верили полицейским. «Мы должны каждого наркомана спасать?» — спрашивал корреспондента «Проекта» кремлевский чиновник. Однако шум в прессе был такой, что уже днем сразу несколько управлений администрации президента начали изучать публикации Голунова и спросили у МВД, достаточно ли доказательств у полицейских.

Дело журналиста разбирали в Кремле до трех часов ночи, но полицейские ничего, кроме общих слов о наличии доказательств, так и не предоставили. «Менты не ожидали резонанса, они просто не знали, что Голунов — журналист», — пояснил участвовавший в разбирательствах чиновник.

При этом в силовых ведомствах уже 7 июня понимали, что дело, скорее всего, заказное. «Скорее всего, дело развалится», — предугадал собеседник «Проекта» в силовых структурах. Он же назвал вероятного заказчика — подполковника Марата Медоева.

Вечером 7 июня, когда на Петровке начались пикеты в поддержку Голунова, в Кремле поняли, что история «приобрела очень большой общественный резонанс», а на улицы выходят люди, которые обычно в протестах не участвуют. Именно тогда чиновники приняли решение вмешаться.

Из Кремля позвонили в МВД и попросили отпустить задержанных на пикетах, тем более  что никаких оснований для их задержания не было.

Утром 8 июня главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и основатель «Новой газеты» Дмитрий Муратов участвовали в совещании в московской мэрии. Там они беседовали с вице-мэрами столицы Александром Горбенко, который курирует безопасность и информационную политику, и Натальей Сергуниной, курирующей политическое направление, а также с начальником ГУ МВД Олегом Барановым. Сотрудники мэрии были уверены в виновности Голунова, но после разговора с Барановым поняли, что у него нет ответов на многие вопросы журналистов. Тогда же Венедиктов показал Горбенко, что несмотря на Петербургский форум, Голунов обогнал Путина по упоминаемости в СМИ.

«В выходные мы начали говорить: хорошо, вы допускаете ошибки — имеется в виду размещение в сети фотографий с наркотиками не из квартиры Голунова, — но тогда выдавайте больше информации, которая подтверждает его причастность к распространению наркотиков. И вот на этом этапе у них случился провал — выяснилось, что доказательств нет и предъявить их невозможно», — рассказал «Проекту» кремлевский чиновник.

После этого глава администрации президента Антон Вайно распорядился, чтобы суд о мере пресечения Голунову принял решение о домашнем аресте. Кроме того, курирующий СМИ первый заместитель администрации президента Алексей Громов разрешил телеканалам публично поддержать журналиста. Именно тогда сюжеты с вопросами к МВД об обстоятельствах дела вышли на Первом канале и ВГТРК, а к вечеру воскресенья «Ведомости», «Коммерсантъ» и РБК объявили, что выйдут с одинаковыми лозунгами на первых полосах «Я/Мы Иван Голунов».

В Кремле заранее узнали об этой акции и не стали ее запрещать. Два собеседника, близких к руководству «Коммерсанта», рассказали, что акция была согласована с владельцем газеты Алишером Усмановым, и он не был против.

Вступались за Голунова и близкие к власти журналисты — в частности, весь день главред RT Маргарита Симоньян ходила в администрацию президента и обсуждала дело спецкора «Медузы». К вечеру воскресенья стало понятно, что никаких доказательств у МВД нет и Голунова отпустят.

В понедельник ситуацию с Голуновым обсуждали в кабинете первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко. «К этому времени количество косвенных доказательств подставы перевесило косвенные доказательства барыжничества», — отметил собеседник, близкий к Кремлю. Также чиновники начали понимать, что «МВД в каждой версии, начиная с пятницы, врет политическому руководству страны». «Они обосрались три раза: сначала фейковые фотографии, потом отсутствие доказательств сбыта, потом отсутствие наркотиков в смывах», — заявил высокопоставленный кремлевский чиновник.

Утром во вторник членов совета при президенте по правам человека позвали еще на одно совещание в Кремль. Совещание было посвящено уже митингу в защиту Голунова, намеченному на День России, 12 июня. Чиновники просили отговорить организаторов от шествия именно в этот день или проводить его не в центре города. Члены СПЧ в ответ требовали немедленного освобождения Голунова. Однако чиновники обещали отпустить Голунова немедленно, только если общественники договорятся о переносе марша на другой день.

Член СПЧ Екатерина Винокурова позвонила одному из организаторов митинга Илье Азару и пыталась отговорить его от акции 12 июня, но протестующие отказались от условий Кремля. Тогда, по словам Муратова, власти поняли, что шествие состоится в любом случае и перестали торговаться, а лишь интересовались мнением журналистов.

К 17 часам Голунова уже освободили, но Кремль просил главных редакторов ведущих СМИ отдельно дать новость о том, что главред «Медузы» Галина Тимченко призвала сочувствующих журналисту не ходить на митинг 12 июня. Эта новость вышла в «Коммерсанте», РБК, всех государственных агентствах, «Интерфаксе», Forbes и Газете.ру.

После освобождения Голунова депутат от «Единой России» Николай Брыкин заявлял, что до конца весенней сессии парламентарии готовы внести законопроект о смягчении наказания за хранение наркотиков, не связанное с их сбытом, однако Владимир Путин на прямой линии выступил против этого. В Кремле «Проекту» рассказали, что это была частная инициатива спикера Госдумы Вячеслава Володина, и ни с кем из администрации президента она не обсуждалась.

«Никаких выводов, кроме косметических, не будет, и вывод в таких историях всегда один — с людишками надо пожестче, а то разболтаются вконец», — заключил собеседник, близкий к Кремлю.

Даже увольнение полицейских генералов, по мнению источника «Проекта», — это увольнение не за дело, а за вранье: «Если бы они сразу в пятницу покаялись и сказали, что есть косяк и надо подумать, как выйти из него с наименьшим ущербом для системы, Голунов до сих пор бы был под арестом и в лучшем случае отделался бы условным сроком».

Источник: The Insider