добавить комментарий

Из Шляпочника вытащили гринмейл?

Из Шляпочника вытащили гринмейл?

Может ли за попыткой вероятного «корпоративного рейдерства» в «Мечеле» стоять предприниматель Яков Шляпочник, которого оппоненты обвиняли в отъеме средств у доверчивых клиентов?

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, по иску миноритария «Кузбассэнергосбыта» компании «Адвалор-Консалт» наложены обеспечительные меры на ряд активов «Мечела» и его основного акционера Игоря Зюзина. В «Мечеле» расценивают это не иначе как попытку заставить выкупить его пакет по завышенной цене.

За самим «Адвалор-Консалт» стоят, в общем-то, не очень медийные предприниматели, но фирма является партнером компании «Норд-капитал», основателем которой является бизнесмен Яков Шляпочник. Оппоненты не раз упрекали его в том, что предприниматель может выводить деньги доверившихся ему партнеров в офшоры. А уже с иностранных счетов, получается, направлять деньги по своему усмотрению? 

В контексте этого кажется совсем не случайным, что обеспечительные меры на активы, принадлежащие структурам и акционерам «Мечела», наложил как раз Окружной суд Никосии. Мог ли Шляпочник в случае чего «дернуть» своих иностранных друзей?

Поясним, что обеспечительные меры были наложены в рамках иска компании «Адвалор-Консалт», которой c марта 2021 года принадлежит 25% «Кузбассэнергосбыта», 72% которого контролирует «Мечел»). По подсчетам новоявленного миноритария, ущерб, нанесенный компании различными внутригрупповыми сделками с компаниями группы «Мечел», составляет около 80 млн евро. 

Всего же в апреле-мае 2021 года «Адвалор-Консалт» подал ряд исков против структур «Мечела» в целом на 7,1 млрд рублей, считая договоры, заключенные между «Кузбассэнергосбытом» и другими структурами группы, невыгодными и нарушающими порядок одобрения сделок с заинтересованностью. Однако арбитражный суд Кемеровской области уже отклонил иски на 5,3 млрд рублей.

Но в «Адвалор-Консалте», видимо, настроены идти дальше. И в самом «Мечеле» узрели в этом попытку вынудить выкупить миноритарный пакет по завышенной цене. Схема это отнюдь не нова и даже имеет отдельное название — гринмейл. Последний, как говорят эксперты, можно расценивать как разновидность так называемого корпоративного рейдерства, которое находится на грани между законом и преступлением. The Moscow Post ранее уже рассказывал о подобных историях, в частности, о ситуации вокруг «Щелково-Агрохим».

Партнер «что надо»

Обычно в подобных случаях за попыткой гринмейла виднеется чья-то массивная фигура, в то время как основную «работу» проводят не очень медийные персонажи. В данном случае за «Адвалор-Консалтом» стоят Артем Герасимов и Сергей Цибизов, которых не назвать крупными бизнесменами. Да и дела у возглавляемой ими фирмы идут не очень — она имеет нулевые выручку и прибыль, а стоимость ее активов отрицательная — минус 140 тысяч рублей. Так откуда могли взяться деньги для захода в структуру «Мечела»?

Подкинуть им средств мог никто иной, как Яков Шляпочник. На официальном сайте «Адвалор-Консалта» единственной компанией в графе «Партнеры» значится основанный им «Норд-Капитал».

Правда, согласно «Руспрофайлу», это уже давно не «Норд-Капитал», а «Алго Капитал», принадлежащий кипрской компании Квант Инфинити Холдинг Лтд. Собственно, фирма всегда была завязана именно на иностранные компании, которые, сменяя друг друга, были ее владельцами.

Все эти детали наводят на мысли о том, что кто-то, возможно, пытается скрыть некую информацию. Такого мнения придерживается и предприниматель Андрей Смирнов, который в прошлом году заявил в качестве потерпевшего по уголовному делу иск на 100 млн рублей к инвестиционной группе «Норд-Капитал», считая, что его втянули в банальную финансовую пирамиду, писал ТАСС. 

В 2012 году, как частному инвестору, Смирнову предложили вложить деньги в агрессивную и сбалансированную мультистратегию с доходностью 100% и 50%, соответственно. Смирнов заключил договор с офшорной компанией Nord Capital Financial Advisory Services Ltd. и перевел сначала 60 млн рублей, а позже еще 40 млн рублей через транзитный счет в Газпромбанке. 

Затем он попытался вывести свои деньги из компании, но ему отказали в этой просьбе, всячески отговаривали от вывода денег и, по его словам, якобы убедили лично встретиться с председателем совета директоров «Норд-Капитал» Яковом Шляпочником. На встрече он настаивал на дополнительном взносе со стороны инвестора в размере не менее 500 тысяч долларов.

Представители Смирнова считают, что именно поэтому фирма и могла так часто менять собственников-иностранцев, но на деле за ней всегда стоял Шляпочник. Информация об этом, в частности, была опубликована на сайте Finanz.ru.

Отметим, что долгое время в «Норд-капитале» всё было спокойно. Но 1 августа 2014 года в московском офисе фирмы начались обыски, писала «Версия». Еще раньше было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении неустановленных лиц.

Дело было возбуждено по инициативе пострадавшего инвестора Виктора Воробьева. В 2013 году он вложил 1,5 млн долларов в компанию Nord Capital (NC) Financial Advisory Services (Британско-Виргинские острова) через кипрскую TUL Finance. Как и в случае со Смирновым, Воробьев попытался вывести деньги, но NC Financial Advisory Services отказала ему в этом, сославшись на «негативный эффект на финансовые рынки», вызванный программами количественного смягчения ФРС США. Шляпочник действовал по уже обкатанной схеме?

И подобных историй с участием «Норд-Капитала» в сети можно найти еще много — впрочем, публикуются они анонимно и в блогах. Быть может, их авторы просто надеются по-хорошему договориться со Шляпочником?

Не останавливался на «достигнутом»?

Тем временем ровно за день до обысков в 2014 году оказался заморожен бизнес «Норд Капитала» в Америке. Национальная фьючерсная ассоциация (NFA) запретила компании NC Advisors и ее акционеру Шляпочнику проводить операции на американском рынке. Им было запрещено привлекать в управление средства от клиентов, заключать сделки на рынке по всем счетам, находящимся в управлении, кроме закрытия позиций. Также вводится запрет на расходование или передачу любых средств, над которыми они осуществляют контроль, без предварительного согласования с NFA. 

Но тут есть один нюанс — по неподтвержденной информации, Шляпочник не работал со своими клиентами напрямую. Якобы он подписывал с ним договор от имени какого-нибудь офшора, который в скором времени ликвидировался. А, мол, радужные цифры отчетов в электронном личном кабинете клиента – фальсификация. 

И в деле реализации сомнительных схем Шляпочник мог быть отнюдь не новичком. Как утверждают авторы портала «Азбука Компромата», якобы середине 2000-х бизнесмен набрал кредитов в различных банках, подписывая поручительства от имени президента «Русагрокапитала», хотя прошло уже несколько месяцев с тех пор, как он покинул компанию. Тогда, мол, возмущенные банкиры требовали вернуть им десятки миллионов, выданных под «честное» слово Шляпочника, на что тот заявил, что его подпись под поручительствами подделана. 

Что сказать, Шляпочник выглядит действительно неоднозначной фигурой, и понятно его вероятное стремление держаться «в тени». Но его очертания нынче уж очень четко вырисовываются в ситуации с «Мечелом». Так вот кто решил потягаться с Зюзиным?