Саудовская Аравия создала антитеррористический альянс
Саудовская Аравия создала «военный альянс» мусульманских стран по борьбе с терроризмом, как еще один знак растущего интервенционистского подхода консервативной монархии Персидского залива на фоне конфликтов с конкурирующим Ираном и ростом суннитской воинственности.
Заместитель наследного принца Мухаммад ибн Салман Аль Сауд объявил во вторник, что королевство создаст в Эр-Рияде совместный оперативный центр для «поддержки военных операций по борьбе с терроризмом» и сотрудничества с «дружественными миролюбивыми странами и международными органами».
Своим становлением во главе альянса Саудовская Аравия хочет превзойти международные усилия в региональных межконфессиональных конфликтах, таких как гражданские войны в Сирии и Йемене.
Альянс формируется в основном из суннитских мусульманских государств, в число которых вошли хорошо вооруженные страны, такие как Турция, Пакистан, Египет, Марокко, Иордания и большинство стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Созданием этого альянса Саудовская Аравия дает понять, что хочет занять место регионального полицейского. Эр-Рияд, является мишенью суннитской исламской радикальной группировки «Исламское государство», которая обеспокоена дальнейшим вмешательством в арабский мир шиитского соперника — Ирана.
Саудовская Аравия также обеспокоена ядерной сделкой между своими традиционными западными союзниками и Ираном, и их отказом бомбить Иран, который поддерживает сирийский режим Башара аль-Асада, решив вместо этого сосредоточиться на «ИГИЛ».
Многие арабы считают, что гражданская война в Сирии и сектантский конфликт в Ираке радикализируют молодых суннитов, отправляя их в руки «Исламского государства». Западные державы, во время бомбардировки «ИГИЛ», также ведут переговоры с военным покровителем Асада — Россией, и настаивают на том, чтобы сирийские повстанческие группировки стали неотъемлемой частью будущих переговоров по политическому переходу в регионе.
Бывший начальник разведки Саудовской Аравии принц Турки ибн Фейсал Аль Сауд, заявил, что исламский мир будет противостоять «ИГИЛ», но также призвал к отстранению от власти Асада, которого он считает главной причиной суннитского радикализма.
— Бомбардировка «ИГИЛ» в Ираке и Сирии бесполезна, так как на сегодняшний день главным террористом является Асад, — сказал он на конференции в Дубае. Если он не исчезнет, нам всегда придется иметь дело с терроризмом.
Саудовская Аравия подвергается критике за военную кампанию против Йемена, другого государства в новом альянсе, в который Эр-Рияд и Абу-Даби вмешались с наземными войсками в попытках восстановить у власти избранного президента воюя с зейдитами, которых поддерживает Иран.
Критики утверждают, что заострившееся внимание на повстанцах Хути, позволило суннитским боевикам «ИГИЛ» и «Аль-Каиды» расширить свое влияние в стране и за ее пределами.
Формирование нового более широкого альянса против «терроризма» приходит за дней до ожидаемого прекращения огня в Йемене и последующих переговоров. После нескольких месяцев борьбы, коалиция Саудовской Аравии взяла низменные территории, но не сумела пробиться в северное Сердцеземье Хути.
Исламская республика Иран, региональный соперник Саудовской Аравии, не является частью коалиции, наряду с шиитским большинством Ирака, который сражается против суннитских боевиков «Исламского государства». Член ССАГПЗ Оман, который выступал в качестве моста в переговорах с Ираном и повстанцами Хути, также не нашел себе места в новой коалиции.
Еще одним членом альянса является Бахрейн, в котором большинство шииты продолжают требовать больше прав у меньшинства суннитов во главе с правящей семьей, которая просила саудовской поддержки при подавлении шиитского восстания Арабской весной 2011 года.
В альянс также входят другие мусульмане государства, такие как Малайзия, близкие региональные союзники, такие как Судан, развернувший наземные войска для поддержки Саудовской Аравии в Йемене и африканских государствах, которые были мишенью исламских экстремистов, такие как Тунис, Ливия, Нигерия, Нигер, Мали и Сомали.
Саудовская Аравия также подвергается критике за распространение ваххабизма — исламская доктрина, которая пересекается с некоторыми из убеждений, которые так яростно отстаивают радикальные группировки, такие как «Исламское государство».
В заявлении об альянсе сказано, что его основой является Коран и исламское право, которые «отвергают терроризм во всех его формах и проявлениях, поскольку он является тяжким преступлением и несправедливостью, которые отвергаются всеми небесными религиями и человеческий инстинктом».
Бывший министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, приветствовал объявление Саудовской Аравии о становлении во главе альянса, заявив, что региональные действия могут помочь сократить рост исламистского экстремизма, а также другие формы терроризма.
Говоря в кулуарах дубайской конференции, Хейг призвал членов Гаагского союза стать эффективной военной силой наподобие НАТО и стремиться к взаимной безопасности его стран-членов.